2.Содержание пленных в сборном пункте
Свою задачу по доставке пленных во временный лагерь СБУ успешно выполнила. Все пленные были доставлены из СИЗО и лагерей, условия содержания в которых, мягко говоря, были не очень комфортные. Поэтому после тюремных нар и баланды мы оказались просто в сказочных условиях. Поселили нас в отреставрированной базе отдыха, разместили в номера с теплым ковровым покрытием, горячей водой и душевой кабиной. Кормили нас также соответственно и я наконец мог сидеть за нормальным столом, держать в руке вилку и нож, зная что у меня их никто не отберет и не посадит в карцер.

По периметру лагеря стояла вооруженная пистолетами охрана СБУ, вела себя корректно, ни во что не вмешивалась, не провоцировала нас и не досаждала лишним вниманием. Из лагеря выходить нам запрещалось и никого к нам не пускали, мобильных телефонов у нас не было, мы могли только свободно перемещаться по корпусу и общаться между собой.
Руководил лагерем генерал СБУ в отставке, заслуженный спецназовец, в подчинении у него было всего два человека и охрана. С минимумом персонала он за неделю нашего пребывания в лагере обеспечил идеальный порядок и дисциплину, все попытки любителей спиртного пресекались на корню и это позволило избежать серьезных неприятностей, которые впоследствии имели место в Донецке.
Большинство пленных были местные с Донбасса, в основном попавшие при разных обстоятельствах в плен. люди они были простые, не очень-то разбирающиеся в политике, но убежденные, что дороги обратно на Украину у них нет. Остальные были представлены политзаключенными, реально оценивающими сложившуюся ситуацию на Украине. Для меня было неожиданностью, что многие знают обо мне по информации из Интернета и телевидения о моей стойкости в судах, бескомпромиссном отстаивании наших взглядов и раскрытии убогой сущности наших оппонентов.
Намечавшиеся сроки обмена неоднократно срывались, наконец, нам объявили, что обмен состоится 27 декабря. Рано утром мы построились во дворе в каре, внутрь вошла группа из четырех человек – генерал, офицер СБУ, Уполномоченный по правам человека Лутковская и член переговорной группы в Минске от Украины Ирина Геращенко.
Генерал держался достойно в соответствии со своими полномочиями, которые он успешно выполнил. Такие люди всегда вызывают уважение за свою прямоту, спокойствие и уверенность в выполнении поставленных задач. С первой нашей встречи, когда меня доставили лагерь, он открыто заявил, что ему стыдно смотреть мне в глаза за все что со мной сделали и если я решусь остаться он лично доставит меня домой в Харьков. Такая открытость меня поразила, мы были как бы по разные стороны и при этом с уважением относились друг к другу. Офицер СБУ также держался достойно и с интересом смотрел на стоящих перед ним противников, не опускался до унижения людей, которые были в его власти.
Больший интерес естественно вызвали две стоящие перед нами принципиально разные женщины. Лутковская, изысканно одетая в подчеркивающую ее фигуру куртку, с манерами светской дамы достойной уважения, эффектно выглядела и с достоинством представляла себя публике.
Геращенко, маленького роста, невзрачной внешности, в мышиного цвета куртке явно не по росту, с манерами провинциальной кухарки, все время суетилась, снимала себя на мобильник на нашем фоне и сразу же отправляла в Сеть, создавая видимость, что она тут самая главная и все решает. По тюремной привычке кто – то тут же дал ей кличку «гномик» и это разнеслось по нашему строю.
Сразу стало понятно, что Геращенко собирается устроить шоу и произнести речь как именно она сделала все возможное для нашего освобождения и мы будем искренне благодарить её за такой подарок. Ничего этого у неё не получилось, уровень убогого интеллекта не позволил ей достойно представить себя.
Она оказалась настолько бездарной, что начала перед нами на укромове рассказывать о большой работе по нашему обмену, проделанной украинскими властями и ею лично, не понимая, кто перед ней стоит и что надо нам говорить. Естественно поднялся недовольный ропот, не выдержав я громко крикнул «а на великом и могучем говорить не можешь», ропот усилился, начали кричать говори на русском, кто-то крикнул, что нам она не интересна и хотим задать вопросы Лутковской.
Неожиданно женщина из харьковской группы по собственной инициативе вышла вперед с транспарантом «Харьков вперед» и развернутым флагом Новороссии. Такого приема Геращенко не ожидала и стушевалась, намеченное шоу явно не складывалось. Лутковкая сразу же перехватила инициативу, спросила какие есть вопросы к ней, быстро ответила на них и генерал объявил о дальнейшем порядке действий.
Нам было объявлено, что сейчас выдадут наши паспорта и судебные решения о нашем освобождении и с этими документами мы будем переданы другой стороне. Каждый подходил к генералу и он вручал документы, я оказался в числе первых, публично пожал ему руку и сказал спасибо за отлично проделанную работу, он оказался профессионалом на высшем уровне.
Когда выдавали документы помилованным, то акта о помиловании в конвертах не оказалось. Позже мне только один человек подтвердил, что ему показывали копию акта о помиловании, но на руки так ничего и не выдали. Украинские власти в очередной раз обманули и часть пленных передали без всякого статуса, их в любой момент можно арестовать или объявить в розыск, поскольку юридически они должны находиться в лагерях.
По приговору суда я полностью отбыл срок, был выпущен на свободу из зала суда и формально мог возвращаться в Харьков. Власти могли освободить меня еще в декабре до обмена, но не пошли на это. Перед судом представитель СБУ дал понять, что если я откажусь от обмена, то еще долго буду доказывать свою правоту находясь за решеткой, и еще раз убедительно рекомендовал согласиться на обмен. Власти не скрывали своего стремления выдавить меня из Украины, так как я не считал себя виновным и не собирался ни в чем раскаиваться. Поскольку я был неугоден властям у них всегда будет повод расправиться со мной сразу же или спустя какое-то время, в связи с этим вопрос возвращения в Харьков остался открытым.
Наиболее низко власти поступили с гражданами России. В списки на обмен было включено семь россиян и они вместе со всеми ожидали обмена в лагере. Перед посадкой в автобусы неожиданно объявили, что они не подлежат обмену и будут возвращены в те места, откуда их привезли. Позже мы узнали, что Геращенко связалась с Порошенко и убедила его не отдавать россиян в отместку за то, что Россия не отдала на обмен граждан Украины, содержащихся в тюрьмах России.
Всех допущенных к обмену разместили в автобусы, неоднократно проверили кто и в каких автобусах находится и в сопровождении полиции, представителей ОБСЕ и Красного креста через территорию Донбасса подконтрольную украинским властям повезли к пункту обмена.
Продолжение следует…